Программа
информатизации Ново-Чечкабской средней
общеобразовательной школы
на 2010-2015 г.
Салахов Э.А.
директор Ново-Чечкабской средней общеобразовательной школы
Программа утверждена на заседании педагогического совета школы 2011 года.
История
информатизации Ново-Чечкабской СОШ:
1. В сентябре 2002 года при открытии
новой здании школы был получен компьютер – 6 шт.
2. В сентябре 2004 года было получено 3 компьютера с мультимедиа, лазерный
принтер- 1 шт.
Данная программа информатизации школы — программа развития — основной
организационный инструмент трансформации содержания, методов и
организационных форм учебной работы, обеспечивающий подготовку школьников к
жизни в условиях информационного общества.
Анализ ситуации
Образование – процесс учения и воспитания, осуществляемый в интересах
личности, общества и государства, наиболее полного развития уникальных
индивидуальных возможностей и творческих способностей, заложенных природой в
ребенке, формирования умения учиться и готовностью к жизненному
самоопределению.
По нашему мнению, именно информатизация школы сможет помочь нам сделать
образовательный процесс более эффективным. Информатизация в школе
предполагает не только установку в ней персональных компьютеров и обучение компьютерной
грамотности -она не будет происходить без перестройки всего процесса
образования на базе использования информационных и компьютерных технологий
(ИКТ), деятельности учеников и учителей в условиях доступа к безграничному
миру информации.
В Ново-Чечкабской средней
общеобразовательной школе (92 учащихся) в течение нескольких лет проводится
большая работа по рациональному, инновационному совершенствованию
учебно-воспитательного процесса, системы управления школой.
Техническая оснащенность школы
В школе создана определённая материальная база: имеется компьютерный класс, в
котором ведется обучение учащихся информатике, а также других школьных курсов
с применением компьютеров. В школе имеется локальной сети.
Профессиональная компетентность педагогического
коллектива
Педагогический коллектив школы в течение ряда лет изучает проблемы применения
ИКТ в учебном процессе и работает над проблемой внедрения в учебный процесс
новых методов обучения, нестандартных форм проведения уроков, направленных на
осуществление принципов индивидуализации и дифференциации. Некоторые учителя
работают в режиме творческого поиска (Бикмуллин Р.Д.) Неоднократно
преподаватель давал открытые уроки и проводил семинары для учителей района. Бикмуллин
Р.Д. является руководителем РМО учителей
информатики.
Ряд заседаний методического совета школы, административных совещаний,
педсоветов было посвящено проблемам обучения в профильных классах, внедрению
ИКТ в учебный процесс, проблемам индивидуализации и дифференциации обучения.
Из 18 учителей школы 18 человек имеют определённые навыки использования ИКТ в
образовательном процессе, 80% имеют домашние компьютеры с выходом а Интернет.
Методическая оснащенность использования ИКТ при изучении предметов школьного
курса
В процесс информатизации были включены различные учителя, проводились
предметные уроки с использованием компьютера. Компьютерные средства
применяются при изучении алгебры и геометрии в 10-м и 11-й классах, при
изучении физики в 7-11 классах.
Работа по информатизации замыкается на нескольких учителях, остальные по
разным причинам выпадают из этого процесса, реальное количество учеников,
владеющих компьютером, также невелико.
70%учеников есть дома персональный компьютер.
Информатизация системы управления школой.
В процессе совершенствования системы управления школой перед нами встал ряд
проблем:
• контроль за ходом развития учащихся, состоянием их здоровья и т.д.;
• соответствие материала учебных программ уровню обучаемости учащихся;
• основания и критерии дифференциации и индивидуализации в условиях групповой
формы работы с учащимися;
• управление учебной и педагогической деятельностью школы в целом.
При решении этих вопросов у педагогов и администрации концентрируется
огромное количество информации, которое невозможно проанализировать без
помощи компьютеров, что приводит к необходимости информатизации системы
управления школой.
Цель программы информатизации школы
Создание единой образовательной информационной среды учебной, педагогической,
управленческой и обслуживающей деятельности школы, где ведущую роль играют
информационно-коммуникационные технологии, позволяющие повысить качество и
доступность образовательного процесса, наиболее полно развить способности
учащихся, удовлетворить их потребности и подготовить к будущей самостоятельной
жизни, а также разрешить проблемы, возникающие в развитии школы.
Задачи программы информатизации
Для достижения поставленной цели нами планируется решение следующих задач:
• проанализировать общее состояние проблемы использования ИКТ в
образовательном процессе школы;
• совершенствовать материально-техническую базу школы, обеспечивающую
системное внедрение и активное использование ИКТ;
• создать новую организующую структуру функционирования школы в условиях
активного использования ИКТ;
• обеспечить постоянное совершенствование внедрения ИКТ в учебную,
педагогическую, управленческую и хозяйственную деятельность школы;
• совершенствовать ИКТ-компетентность работников школы;
• создать систему мониторинга образовательных эффектов, обусловленных
внедрением информационных и коммуникационных технологий в практику
образования;
• обеспечить реализацию связей и взаимодействия между всеми участниками образовательного
процесса, между школьной информационной образовательной средой и внешним
информационным пространством;
• участвовать в региональных и общероссийских программах по информатизации
образования.
Мероприятия и виды деятельности по
реализации программы
Решить поставленные задачи планируется путём внедрения ИКТ в деятельность
школы на всех уровнях, что позволит создать единое, открытое, доступное
педагогам, ученикам, управленцам, другим специалистам школы информационное
пространство, целостную информационную среду, комплексно отражающую
жизнедеятельность школы и ее элементов, а также коренным образом изменить
ситуацию в сторону осмысленности прохождения учеником образовательного
процесса, большей определённости и целенаправленности действий каждого педагога
и педагогического коллектива, достижения большей управляемости
учебно-педагогической деятельностью школы в целом. Для решения поставленных
задач планируется:
• обеспечить школу необходимыми техническими средствами;
• разработать модель организации системы учебной, педагогической и
управленческой деятельности на основе ИКТ и комплексной компьютеризации
школы;
• сформировать действующую систему внедрения, распространения и сопровождения
цифровых учебных ресурсов;
• сформировать систему применения индикаторов образовательной эффективности;
• комплексно использовать различные формы повышения ИКТ-компетентности
учителей;
• внедрить систему единых требований к профессиональному развитию учителей в
области использования ИКТ, используемых для их аттестации;
• организация регулярной поддержки учителей посредством
аппаратно-программного обслуживания на базе информационно-образовательного
центра, предоставления доступа к коммуникационным (сетевым) ресурсам,
создания и поддержания функционирования школьной консультационной службы;
• организация свободного доступа к медиатеке информационно-образовательного
центра для учащихся и педагогов;
• проведение мониторинга процесса информатизации;
• создание и поддержка школьного сайта;
• поддержка и развитие педагогических инициатив в области использования ИКТ в
образовательном процессе;
• организация мероприятий (конференций, семинаров и т.д.), направленных на
продвижение педагогического опыта и инициатив в области использования ИКТ в
образовательном процессе;
Этапы реализации программы
Первый этап(2010/11 уч. год)
• создание материальной базы ИКТ;
• внедрение изучения ИКТ со 2 по 11 классы;
• подготовка учителей к применению НИТ в учебном процессе; Второй
этап(2011/12 уч. год)
• использование ИКТ при изучении предметов школьного курса;
• создание общешкольной локальной сети. Третий этап(2010/14 уч. год)
• информатизация деятельности администрации школы;
• создание модели системы управления школой;
• использование телекоммуникаций в учебном процессе;
• распространение и тиражирование накопленного опыта.
Результаты реализации программы
В результате реализации Программы будет:
• создано школьное информационное образовательное пространство,
обеспечивающее непрерывный рост доступности и качества образования при
снижении перегрузок учащихся за счёт эффективного использования ИКТ;
• создана система организации образовательного процесса в школе, учебной,
педагогической, управленческой и обслуживающей деятельности, где ведущую роль
играют информационно-коммуникационные технологии, позволяющие наиболее полно
развить способности учащихся, удовлетворить их потребности, подготовить к
будущей самостоятельной жизни;
• проведено дооснащение школы компьютерной техникой,
обеспечивающее возможность использования ПК учащимися не менее 2-3 часов в неделю,
а педагогическими работниками - 6 часов в неделю при ежедневной 10-часовой
ежедневной нагрузке на каждый компьютер;
• обеспечено приобретение педагогическими работниками как общих навыков
работы с информацией, так и навыков использования специального программного
обеспечения и компьютерной техники;
• создан набор электронных инструментов учебной деятельности, в том числе
цифровых образовательных ресурсов, и инструментов организации учебного
процесса;
• накоплен опыт реального использования ИКТ в образовательном процессе;
• обеспечен выход в Интернет по широкополосным каналам;
• разработан сайт школы и размещён в Интернет;
• создан школьный информационно-образовательный центр для поддержки процесса
информатизации.
Подведение итогов информатизации школы планируется проводить ежегодно на
августовском педагогическом совете с внесением изменений в программу
информатизации.
|